2016-01-21

M001. Два тестовых вопроса


Если профессор математики[1] избран номинантом[2] в рамках операции Milliaria, то его тестирование (по крайней мере в начальном этапе Операции, пока не появилась необходимость как-то изменить процедуру) начинается[3] со следующего письма ему (возможно, с легкими модификациями):
Здравствуйте, [имя отчество]!
Я провожу исследование по отношению математиков к основным положениям «интуитивной» теории множеств Георга Кантора и в этой связи прошу Вас ответить на два коротких вопроса, не требующих у Вас много времени и напряжения:
1) Признаете ли Вы, что для успешного проведения классического диагонального процесса
0,7854…
0,2341…
0,1869…
0,9752… и т.д.
требуется предположение (постулат) о том, что бесконечность «вправо» равномощна бесконечности «вниз»?
2) Признаете ли Вы, что можно различать две следующие точки зрения:
а) четных чисел столько же, сколько натуральных;
б) четных чисел в два раза меньше, чем натуральных;
и что можно отслеживать, где в рассуждениях используется одна, и где другая точка зрения?
Некоторые нюансы этих вопросов можно узнать из обсуждения их в
Спасибо за ответы.
С уважением,
Марина Олеговна Ипатьева
 Оба тестовых вопроса спрашивают об истинах очевидных и предполагают ответ «да» с той же необходимостью, с какой это требует вопрос «Признаете ли Вы, что 2 × 2 = 4?». Именно это обстоятельство дает право в случае ответа «нет» присвоить номинанту квалификацию «жулик» (или, если он настаивает, что и в самом деле не понимает этой очевидности, то присвоить квалификацию «дурак»)[4].
Письмо, посылаемое номинанту, должно быть кратким и лаконичным, там нельзя вдаваться в обширные объяснения. Несмотря на краткость, вопросы в общем-то понятны человеку, который действительно задумался над ними и при этом не пытается специально уйти в демагогию, характерную для кантористов и предназначенную для умышленного жульничества с целью защиты канторизма.
Тем не менее дадим здесь ниже несколько более подробное разъяснение обоих вопросов. Эти вопросы задаются «профессорам», т.е. профессиональным математикам или лицам, приравненным к ним, поэтому считается, что нет необходимости объяснять им «с нуля», что такое классический диагональный процесс и подобные вещи.

Первый тестовый вопрос

Основная логика доказательства, проводимого (Кантором и его последователями) при помощи классического диагонального процесса, такова:
1) предполагаем, что некоторая последовательность (xn) вещественных чисел промежутка [0, 1] есть перенумерованный список ВСЕХ этих чисел;
2) по диагональному процессу строим диагональный элемент – число, которое отличается от всех чисел списка и, следовательно, не содержится в списке;
3) из полученного противоречия между (1) и (2) заключаем, что предположение (1) было ошибочно, и вещественные числа промежутка [0, 1] перенумеровать невозможно (и, значит, континуум имеет мощность большую, чем счетное множество).
Это рассуждение примитивно, поверхностно и ошибочно. При более глубоком и точном рассмотрении дела мы видим:
А) что в предположении (1), чтобы последовательность (xn) могла претендовать на то, что она содержит ВСЕ числа промежутка [0, 1], требуется, чтобы она содержала 10n последовательностей цифр длиной n цифр за запятой,[5] т.е. претендовать на содержание ВСЕХ чисел Промежутка может только вытянутая матрица цифр, в которой бесконечность «вниз» должна быть мощнее бесконечности «вправо»;
Б) в то же время для выполнении операции (2), т.е. собственно для успешного проведения диагонального процесса (и получения искомого противоречия), требуется, чтобы матрица была квадратна, т.е. чтобы в ней бесконечность «вниз» и бесконечность «вправо» были одинаковыми (равномощными); это и есть тот постулат, признание наличия которого требуется в первом тестовом вопросе;
В) приведенное выше рассуждение кантористов несостоятельно потому, что оно противоречиво: в шаге (1) принимается, что матрица цифр вытянутая (имеет размерность 10n × n), а во втором шаге принимается, что она квадратна (n × n);
Г) если матрица вытянутая, как предполагается в (1), то диагональный процесс не охватывает всю матрицу, и цель его не достигнута: построенный диагональный элемент имеется в последовательности (xn), но только в не охваченной процессом ее части, и никакого противоречия, опровергающего предположение (1), нет;
Д) если матрица квадратная, то построенного диагонального элемента действительно нет в последовательности (xn), но в таком случае эта последовательность не могла претендовать на то, что в ней содержатся все числа промежутка [0, 1], и, значит, отсутствует предположение (1), которое могло бы быть опровергнуто диагональным элементом; никакого противоречия опять нет;
Е) рассуждение кантористов требует, чтобы матрица была одновременно и вытянутой, и квадратной: в одном месте их рассуждения вытянутой, в другом же месте квадратной, в чем и заключается логическая ошибка кантористов.
Задача первого тестового вопроса – в конечном счете вскрыть эту противоречивость и несостоятельность «доказательства» кантористов. Однако вся эта аргументация слишком громоздкая для тестового вопроса. Она за 35 лет давалась кантористам бесчисленное количество раз, и неизменно просто игнорировалась ими. Поэтому в тестовом вопросе выхвачен лишь один отдельный момент из опровергающего кантористов рассуждения. Он призван послужить стартовым шагом для ввода в действие всей аргументации.
Первый тестовый вопрос требует подтвердить, что «да, для успешного проведения диагонального процесса требуется, чтобы матрица была квадратна». Но, разумеется, этот вопрос – только вводная увертюра к дальнейшему: как только номинант признает, что матрица должна быть квадратной (признает, что такой постулат требуется), так дальше последует предъявление ему требования пункта (А), что матрица должна иметь размерность 10n × n, а квадратная матрица не может претендовать на то, что она содержит ВСЕ числа промежутка [0, 1] и НЕ может фигурировать в канторовском предположении (1).
Все эти вещи достаточно очевидны, и ясно, что рассуждения кантористов о диагональном процессе содержат (довольно грубую) логическую ошибку, и проведены они при очень неточном, туманном мышлении. Но кантористы принимают отчаянные попытки всевозможными способами отрицать логику и как-то вывернуться, чтобы «сохранить в силе» свою логическую ошибку. Однако в операции Milliaria они за это будут наказаны объявлением их жуликами.

Второй тестовый вопрос

Как и в случае с первым тестовым вопросом, второй вопрос тоже содержит лишь один отдельный момент из определенной картины представлений, опровергающей канторовские рассуждения.
Названные в тестовом вопросе случаи (а) и (б) являются представителями (наиболее простыми примерами) двух типов отношений между множествами, называемых «независимое соответствие» (A305) и «зависимое соответствие» (A306).
Признание различия между случаями (а) и (б) второго тестового вопроса означает и признание различия между независимой и зависимой генерацией, между независимым и зависимым соответствием.
Отслеживание, где в рассуждениях используется одна, и где другая точка зрения, означает констатацию, что в канторизме происходит постоянное перепрыгивание с одной из этих точек зрения на другую, и обратно.
Например, в утверждении кантористов, что четных чисел столько же, сколько всех натуральных (а также при «доказательстве» счетности всех тех множеств, которые кантористы считают счетными) используется независимое соответствие, а при доказательстве «Золотой теоремы» канторизма (T015) (а также при «доказательстве» несчетности других множеств, которые кантористы считают несчетными) используется зависимое соответствие.
*
Кантористы всеми силами стараются, чтобы основы их учения не были высвечены в ярком свете логики, и с этой целью они прибегают ко всяким и всевозможным уловкам и к открытому наглому отрицанию самых очевидных логических вещей.
Два тестовых вопроса предназначены для того, чтобы инициировать пресечение их уловок, а в случае открытого и наглого отрицания ими логики – для наказания их унизительным званием «жулик физико-математичесских наук».

Марина Ипатьева
21 января 2016 года


[1] В понимании пункта (3) Уложения об операции Milliaria (M000).
[2] Пункт (10) Уложения об операции Milliaria (M000).
[3] Согласно пункту (22) Уложения об операции Milliaria (M000).
[4] Пункты (17в) и (17г) Уложения об операции Milliaria (M000).
[5] При использовании в рассуждениях десятичной системы счисления. В общем случае при базисе системы счисления a матрица должна содержать an строк.

11 комментариев:

  1. Здравствуйте, Марина Олеговна!

    Наткнулся в интернете на ваш альманах МОИ. Заинтересовал он меня в связи с тем, что он связан с борьбой с лженаукой. Скачал, но пока что, правда, не читал. Ну, а на сайте http://milliaria.blogspot.ru/ наткнулся на тестовые вопросы. Один из них меня зацепил:

    2) Признаете ли Вы, что можно различать две следующие точки зрения:
    а) четных чисел столько же, сколько натуральных;
    б) четных чисел в два раза меньше, чем натуральных;
    и что можно отслеживать, где в рассуждениях используется одна, и где другая точка зрения?

    Вопрос, конечно, интересный. Не уверен, что мои рассуждения по этому вопросу вам будут интересны, но я попробую. Читать или не читать это до конца, дело ваше, я не обижусь.

    Ответ на этот вопрос, естественно - "да".

    Как ни парадоксально это выглядит, но обе точки зрения имеют право на утверждение, что она верна. Чётных чисел столько же, сколько натуральных, ибо каждому натуральному числу n можно поставить в соответствие чётное число 2n. Каждому. Чётных чисел в два раза меньше, чем натуральных, ибо здравый смысл. Несмотря на то, что ряд натуральных чисел бесконечен.

    Нужно отслеживать, где в рассуждениях используется одна, и где другая точка зрения. Математика - царица всех наук. Но сама математика - не наука, но инструмент. Многогранный, универсальный инструмент. А инструментом нужно пользоваться правильно. Лопатой копают ямы, молотком забивают гвозди. Если лопатой забивать гвозди, а молотком пытаться копать, то толку будет мало.

    Мне так кажется, что современные физики злоупотребляет математикой, тем самым загоняют физику, как науку, в тупик. В конечном итоге они приходят к выводу: этого не может быть, потому, что этого не может быть, но оно есть! Значит, есть вмешательство в наш мир извне. И после этого во всеуслышание громко, очень громко, заявляют: "Доказано, что бог есть!". Математически, ведь, доказано, ибо физически они нам его представить не могут. :)

    Ну, и полушутя-полусерьёзно. Даже если бог есть, то каким бы всемогущим он не был, он не может вмешиваться в наш мир. Создать его - да, определить его законы развития - да, вмешиваться в наш мир и, тем более, входить в него - нет. Простой пример: любая компьютерная игра. Программист может создать любой мир, ввести любые правила игры, играть в неё, но войти в этот мир - нет. Хотя, и тут тоже есть вариант Б: участвовать в игре от первого лица, использовать коды, которые дают возможность смошенничать, то есть, нарушить правила.
    С уважением, Александр.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы написали: «Как ни парадоксально это выглядит, но обе точки зрения имеют право на утверждение, что она верна». Такие вещи называются постулатами. Можно принять постулат, что четных чисел столько же, сколько натуральных, и развивать дальше теорию на этом постулате. Так поступил Кантор и вслед за ним вся современная математика. Но можно принять постулат, что четных чисел в два раза меньше, и развивать не менее (а даже более) разумную, мощную и пригодную теорию на ТАКОМ постулате.
      Чтобы решить, на который из постулатов нам следовало бы ориентироваться, нужно исходить из соображений о том, что такое вообще математика и что собой представляют математические объекты (в том числе сами числа). Для Кантора его «актуальные бесконечности» существовали «в уме Бога». Он думал, что изучает некоторую «потустороннюю» реальность. Но существует и другая точка зрения: что математические объекты (числа в том числе) вовсе не нечто, «существующее в уме Бога», а потенциальные продукты определенных мозговых программ. С этой точки зрения утверждение «Чётных чисел столько же, сколько натуральных, ибо каждому натуральному числу n можно поставить в соответствие чётное число 2n» является неверным, просто ошибкой, порожденной чрезвычайно туманным представлением о работе тех программ, которыми числа порождаются. (Фактически вообще отсутствием какого-либо представления о том, откуда числа берутся).
      Поэтому в конечном счете выбор между упомянутыми выше двумя постулатами сводится к определению вообще сущности и природы всей математики и ее объектов.

      Удалить
    2. Цитата: "Чтобы решить, на который из постулатов нам следовало бы ориентироваться, нужно исходить из соображений о том, что такое вообще математика и что собой представляют математические объекты (в том числе сами числа)."

      Наверное, этого мало. Возьмём примеры из геометрии, это, ведь, тоже математика? :) Их много - геометрии Евклида, Лобачевского, Римана. Какая из них правильная? Вроде бы все. На какую из этих геометрий ориентироваться (а они отличаются, вроде бы, одним постулатом)?

      Как-то на одном из сайтов я в качестве шутки приводил такой пример: "Берём глобус, отметим на нём точки с координатами 30° в.д., 60° с.ш.; 90° в.д., 60° с.ш. и Северный полюс. Соединим эти точки отрезками и получим треугольник с углами 90°, 60°, 90°".
      (http://blogs.privet.ru/user/disash?&tag_id=57299)
      А в школе нас учат, что сумма углов в треугольнике... А мы, ведь, на глобусе живём, а не на плоскости.

      Я к чему этот пример привёл? Мне показалось, что вы как бы настаиваете на том, что ориентироваться следует на что-то одно.

      Бесконечность это, конечно, здорово, особенно, если её не путать с замкнутостью. В каком мире мы живём? В конечном. Исходя из этого, да, следует выбирать вариант, что, всё-таки, чётных чисел не столько же, сколько всех натуральных. Более того, можно иметь наглость утверждать, что их в 2 (два) раза меньше. Ну, если самое бесконечное число нечётное, а ноль не считать числом натуральным, то ещё чуть-чуть меньше. Шутка.

      Математика - царица всех наук. В ней возможно невозможное. Ну, или недоступное. Недоступное нашим чувствам, разуму. Недоступное пока или навсегда.

      Удалить
    3. Не бейте меня сильно, за то, что я ещё тут добавлю.

      Цитата: "...математические объекты (числа в том числе) вовсе не нечто, «существующее в уме Бога», а потенциальные продукты определенных мозговых программ.

      Вселенная бесконечна или где? Если принять за постулат, что, да, бесконечна, то, ведь, тогда Кантор оправдан! Рассмотрим пример из (якобы) физической реальности: допустим, мы имеем два бесконечных ряда кирпичей. Допустим, левый ряд пронумерован натуральными числами, правый - чётными. И решили мы левый ряд покрасить красной краской, а правый синей. Красим кирпичи по очереди: один слева, один справа, один слева, один справа, один слева, один справа... Вопрос, какое количество каждой краски понадобится для этого - одинаковое или разное?

      Математика ничего не имеет против бесконечности! Другой вопрос, как это дело обстоит в мире физическом.

      Удалить
  2. "Сильно бить" не буду, но то, что ясности в этих вопросах у Вас нет, скажу. Сейчас отвечу на последнюю запись, позже на предыдущую.
    Для математики не имеет никакого значения, бесконечна Вселенная или нет. Это совсем другой вопрос, и его нельзя сюда примешивать. Математические же бесконечности порождаются ТОЛЬКО бесконечными процессами. (Если мы отвергаем мнение, что изучаем нечто "в уме Бога"). При этой точке зрения "ряды кирпичей" не даны нам априори, а мы сначала их строим. И строить мы их можем по-разному. Можем строить так, что оба ряда продвигаются вперед одинаково быстро и имеют всегда одинаковую длину (это называется "независимое построение"). Тогда и в бесконечности натуральных и четных чисел будет одинаковое количество. Но нужно помнить, что это - только при независимом построении!
    И можем строить так, что сначала строим натуральные числа, а потом из них отбираем четные. Тогда второй ряд будет отставать от первого и будет в два раза короче (+-1). Это называется "зависимым построением". Постулаты, о которых говорилось выше, просто отражают эти два способа построения. И они равноправны - как желаем, так и строим. Но! Если мы здесь избрали независимое построение (как это делает Кантор), то и в других местах мы должны держаться концепции независимого построения, в частности, например, при построении "множества всех подмножеств данного множества". А Кантор там перескакивает на ЗАВИСИМОЕ построение и как великое открытие преподносит, что, мол, это "несчетное множество". Вся его теория построена на перепрыгивание с одного вида построения на другое и на безнадежной путанице в этом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот теперь, кажется, понял. Я думал, что вы категорически против многообразия вариантов формулировки одного и того же постулата, что верен только один из них, а остальные нет. А то, что некорректно варьировать эти варианты внутри одной и той же теории, согласен.

      Удалить
    2. Зашла на Ваш аккаунт через ссылку, которую Вы дали в 15:12. Признаюсь, на редкость симпатично. Ваши цели: «найти интересных собеседников, не дать себе засохнуть». Эх, мне бы такие цели и такую жизнь… А я обречена на войну. В принципе глобальная моя цель: поставить математику с головы на ноги. Но так как я знаю, что эта цель недостижима, то остается одно: хотя бы отомстить виновным. Для этого и предназначена Milliaria.
      Вы написали: «Математика – царица всех наук». Это во времена Канта и Гаусса она была царицей. А потом пришли Кантор, Дедекинд и Гильберт – и ввергли ее в болото. И больше нет царицы, а есть самая отсталая наука на Земле, в которой торжествует средневековое мышление и откровенная лженаука. (Конечно, то, что было сделано до этой катастрофы, сохраняет свою ценность – это та математика, которую изучают в школе и в технических ВУЗах – но то, что базируется на канторизме, – это чушь, включая интеграл Лебега, теоремы Гёделя, Тьюринга и т.д.).
      Вернемся к более конкретным вещам. Поясню следующие мои слова, видимо, вызвавшие недоразумения: «С этой точки зрения утверждение «Чётных чисел столько же, сколько натуральных, ибо каждому натуральному числу n можно поставить в соответствие чётное число 2n» является неверным, просто ошибкой, порожденной чрезвычайно туманным представлением о работе тех программ, которыми числа порождаются».
      Утверждение «Чётных чисел столько же…» я назвала ошибкой не потому, что нельзя натуральные и четные числа сопоставить (сопоставить-то можно), а потому что это утверждение не учитывает всей полной картины (не учитывает, что можно строить по-разному и что соответствие получается лишь при одном способе построения, а не всегда). Те, кто произносили слова «Чётных чисел столько же…» всегда преподносили это как абсолютную истину, не зависящую ни от каких постулатов и ни от каких построений. Вот, преподнесенное в таком виде, это есть ошибка.
      Поясню также слова «на который из постулатов нам следовало бы ориентироваться». Видите ли, постулаты-то можно принять какие угодно, но те картины, которые получатся после этого принятия, отнюдь не будут одинаковыми в смысле удобства, перспективности, непротиворечивости. Если принять постулат «Чётных чисел столько же…» (постулат Кантора) в его общем виде (т.е. когда независимое построение применяется не только к четным числам, но и к «множеству всех подмножеств» и вообще ко всем множествам, которые можно строить), то результирующая теория получается очень плоской и глупой: все бесконечные множества одинаково равномощны, и никакого различия между ними нет. Ведь Кантору удалось ввести «несчетные множества» и далее свою «шкалу алефов» только посредством логической ошибки – перескочив на зависимое построение. А если эту ошибку не совершать, то вообще ничего и нет – только плоские, серые, одинаковые множества – бесперспективная, бездарная теория, которая не может принести никакой пользы.
      Напротив, если мы отказываемся от постулата Кантора, принимаем противоположный постулат в его общем виде (что четных чисел меньше, чем натуральных, что множество подмножеств больше, чем исходное множество, и т.д., то мы получаем теорию, в которой все бесконечные множества разнообразны, и их мощности измеряются по правилу Лопиталя – то, что имело место в «царице математике» во времена короля Гаусса.
      Поэтому выбор между постулатами есть выбор между этими теориями – и, конечно же, нам «следует ориентироваться» на вторую теорию и тем самым на второй постулат.

      Удалить
  3. Забросил я тот сайт. Да и вообще, практически перестал общаться в интернете. Полезешь куда-нибудь, начнёшь высказывать свою точку зрения, например, почему я считаю, что машина времени невозможна, так начнут ссылаться на авторитеты, сами в принципе ничего вразумительного сказать не могут, а тебя обзовут невежей. И, ведь, не подростки какие-нибудь, а кандидаты и профессора, как они о себе говорят. И не прикалываются, а на полном серьёзе. Смех да и только.

    Мне постулат, который утверждает, что этих чисел поровну, тоже не нравится. Не нравился, когда я ещё в институте учился. Все числа и только чётные... С таким же успехом можно приравнять все натуральные числа и степени числа 10. Но, с другой стороны, бесконечность, чёрт побери. Она мне тоже не нравится. :)

    Да, я понял, что вы тут гоняете всяких разных. :) Вот только толку-то? Мало чего добьётесь, только врагов себе наживёте. Н-да, дурные настали времена. Написал "Бога нет" (только тсс! - никому, ага?), так за это в суд можно попасть. Интересно, в Латвии разрешается такое вслух говорить или писать? :) Шутка, можно не отвечать.

    Ну, ладно, я вас отвлекаю, а у вас своих дел и забот полно. Я не сразу понял, что вы не простой человек. Учительница... Математики или начальных классов? :D Спасибо, что откликнулись на моё "выступление".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Слово "учительница" имеет тот же корень, что и слово "проучить". Вот, в этом смысле и понимайте ☺. Можно еще добавить: "начальных классов для профессоров".

      Удалить
    2. Мне вообще хотелось бы, чтобы Вы остались в комментаторах моих сайтов. Будете читать выпуски Альманаха, комментируйте соответствующую запись, где содержание данного выпуска выставлена, если у Вас есть, что сказать – и спрашивайте, если есть вопросы. Например, читая МОИ № 14 мысли можно высказывать в http://moivzn.blogspot.com/2016/06/14.html или в http://moialmanah.blogspot.com/p/14.html и т.д. Следующим читателям будет интереснее смотреть эти записи, если там будут комментарии, и я заинтересована, чтобы они были. А стычек между нами, я думаю, уже не будет; мне кажется, по фундаментальным вопросам у нас консенсус. Это тоже важно: мне надоело разговаривать с людьми, тупо отрицающими логику. Так можно и веру в человечество потерять, а я уже на грани этого. (Землю называю «Планетой Дураков», а биологический вид человека Homo stultus...)
      Мне думается, я могу удовлетворить Вашу объявленную цель: «найти интересных собеседников, не дать себе засохнуть».
      Помимо того, что наши диалоги останутся на сайтах, я еще подредактирую их и помещу в сам Альманах.
      Если Вы напишете мне по е-почте (мои адреса разбросаны в изобилии по всем выпускам Альманаха), то я сообщу Вам о себе такие сведения, которые не выставляю на сайт.

      Удалить
    3. Принято к сведению. :) Но стопроцентно не обещаю.
      Я тоже во многом разочарован, хотя и в этом вижу свой плюс. :)

      Удалить